<<<<<<< HEAD
3 марта 2015 Справочная информация

Машиностроительный сектор Вьетнама

   Уважаемые предприниматели!

   Предлагаем  ознакомиться с обзором машиностроительного
   сектора Вьетнама на 02.03.2015.

Реакторы

Реакторы, двигатели турбореактивные и турбовинтовые, газовые турбины во Вьетнаме не производятся. Внутренние потребности удовлетворяются за счет импорта.
 

Легковые и грузовые автомобили

Сборка легковых и грузовых автомобилей во Вьетнаме ведется на базе совместных предприятий с иностранными автопроизводителями – Mitsubishi Motors, ISUZU, FORD, TOYOTA, HONDA, Daewoo, KIA и др.

 

С 2000 г. все авто-производители Вьетнама объединены в Ассоциацию VAMA, в которую вошли 18 компаний, образованных в форме совместных предприятий с вьетнамскими партнерами. В 2014 году в СРВ было произведено 128,3 тыс. автомобилей различного класса (+29%).

 

Динамика производства автомобилей и мотоциклов во Вьетнаме с 2005 по 2014 гг. (тыс. шт.)

                                          2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Производство автомобилей 59,2 47,57 71,89 104,8 112,5 112,3 108,2 86,9 98,8 128,3
Производство мотоциклов 1982,1 2146,6 2729,2 2880,2 3091,5 3506,6 4070,2 3634,5 3682,5 3327,0


Мотоциклы

На конец 2014 г. во Вьетнаме было зарегистрировано 43 млн. мотоциклов (население - 91 млн. человек).  По количеству зарегистрированных мотоциклов страна занимает 4 место в мире после Китая, Индии и Индонезии.
 

Производство мотоциклетной техники во Вьетнаме  в основном представлено предприятиями с иностранным капиталом  (совместными предприятиями или предприятиями со 100% иностранным капиталом).
 

На 5 крупнейших иностранных производителей Honda, Piaggio, Yamaha, Suzuki, SYM  приходится более 90% от общего объема производства мотоциклов во Вьетнаме. При этом доля компании Honda, имеющей три сборочных предприятия на территории Вьетнама, составляет 70% или порядка 1,9 млн. шт; доля  компании Yamaha - 24% или 650 тыс. шт. Оставшаяся часть рынка приходится на   компании SYM – 2,8% (74 тыс. шт.), Piaggio – 2,1% (56 тыс. шт.),  и  Suzuki – 1,4% ( 37 тыс. шт.).  10% или порядка 270 тыс. шт. от общего объема производства во Вьетнаме занимают китайские Lifan – 14 тыс. шт., Kwang Yang – 2,7 тыс.шт. и плюс 10 вьетнамских предприятий.  

 

В отличие от автомобильного производства, локализация мотоциклетного производства во Вьетнаме составляет в среднем 90%. Во Вьетнаме налажено производство мотоциклетных двигателей, электрических компонентов и других деталей, необходимых для  производства мотоциклов. Следует отметить, что среди поставщиков комплектующих основную долю занимают предприятия с иностранным капиталом.
 

Особенностью рынка мотоциклов во Вьетнаме является то, что практически 100% производимых моделей имеют объем двигателя до 150 кубических см. Это связано с законодательным регулированием, которые направлено на ограничение использования мотоциклов с большим объемом двигателя. Для вождения мотоциклов объемом свыше 150 куб. см требуется отдельная категория водительских прав, а также другие разрешительные документы. В связи с этим спрос на тяжелые мотоциклы  во Вьетнаме незначителен.
 

Потенциал производственных мощностей предприятий с иностранным капиталом, который оценивается в 4 млн. шт. в год, намного превышают   объемы возможного потребления внутреннего рынка. В настоящее время предприятия с иностранным  капиталом наращивают экспортную активность.

В 2014 г. Вьетнам поставил на экспорт около 400 тыс. мотоциклов.

Производство электроники (бытовой техники)

В настоящее время во Вьетнаме в секторе производства электроники работают более 500 предприятий, треть из них – это предприятия с участием иностранного капитала.Предприятия с иностранным капиталом обеспечивают до 80% от объема внутреннего потребления электроники и 90% от объема ее экспорта.
 

Продукция в основном производится на предприятиях транснациональных  корпораций – Samsung, Fujitsu, Canon, Intel, Sony, Sanyo, JVC, LG, Toshiba, Panasonic, Orion-Hanel и др.  Экспорт реализуется в 50 стран мира. Основные рынки сбыта – США, Таиланд, Китай, Япония.

В 2014 г. во Вьетнаме произведено 176 млн. шт. мобильных телефонов (+68%) и 3,63 млн. телевизоров (+18%).

Объем производства  холодильников составил порядка 2 млн. единиц, стиральных машин – свыше 1 млн. единиц, кондиционеров – свыше 500 тыс. единиц. К сожалению, более подробных и актуальных данных по производству  различных видов электроники в отрытых источниках не приводится.


Данные вьетнамской таможенной статистики.

В 2014 г. экспорт компьютерной техники составил 11,4 млрд. долл. (+ 7,9 %), телефонов и комплектующих – 23,6 млрд. долл. (+ 11,1 %), фотоаппараты, камеры и аксессуары – 1,2 млрд. долл. (+ 36,8 %).

Импорт -  компьютерная техника - 18,7 млрд. долл. (+ 5,7 %), телефоны и комплектующие – 8,5 млрд. долл. (+ 5,3 %), фотоаппараты, камеры и аксессуары  – 1,55 млрд. долл. (+ 14,2 %).

Объем импорта коммунальной бытовой техники (кондиционеры, телевизоры, стиральные машины, холодильники) в 2014 г. составил 1 млрд. долл. США.
 

Большую часть вьетнамского экспорта мобильных телефонов обеспечивает завод корпорации Samsung в провинции Бакнинь, северный Вьетнам, введенный  эксплуатацию в 2010 г. Завод является крупнейшим предприятием Samsung в мире по производству мобильных телефонов. В начале 2014 г. Samsung построил второй завод по производству мобильных телефонов в провинции Тхайнгуен, центральный Вьетнам. В 2015 году компания начала строительство завода в г. Хошимине стоимостью 1,4 млн. долл. США по производству  бытовой техники (кондиционеры, телевизоры, холодильники и стиральные машины).
 

Общий объем реализованных инвестиций Samsung во Вьетнаме на начало 2015 г. составлял порядка 5 млрд. долл. США. Экспорт продукции сборочных предприятий Samsung во Вьетнаме в 2014 г. – порядка 25 млрд. долл. США. 

В августе 2014 г. компания Microsoft Mobile запустила завод в провинции Бакнинь, северный Вьетнам по производству мобильных телефонов. С августа по ноябрь предприятие поставило на экспорт порядка 74 млн. шт. мобильных телефонов, в т.ч. и смартфонов Nokia Lumia.   
 

В 2013 г. компания LG инвестировала 1,5 млрд. долл. США в строительство завода по производству стиральных машин, пылесосов, кондиционеров, музыкальной техники и др. в г. Хайфоне, северный Вьетнам. В конце 2014 г. завод введен в эксплуатацию, запланированный объем экспортной продукции завода на 2015 г. – 600 млн. долл. США и на 2016 г. - 1,8 млрд. долл. США.       
 

В 2013 г. компания Panasonic закончила расширение своего завода по производству стиральных машин в провинции Hung Yen, северный Вьетнам. Ежегодный объем выпуска завода достиг 600 тыс. стиральных машин.
 

По данным JETRO, доля закупок сырья и запасных частей для производства японских компаний во Вьетнаме составляют лишь 28 %, в то время как в Индонезии – 43 %, Таиланде – 53 %, в Китае - 61%. Среди поставщиков исходных материалов для электронной промышленности в основном представлены иностранные компании. Так,  среди 60 компаний-поставщиков комплектующих для Samsung во Вьетнаме – 45 фирм принадлежат южнокорейским бизнесменам, 10 – другим иностранным участникам, и только местных 5 компаний допущены к поставкам для концерна  Samsung .
 

Ведущей вьетнамской компанией по производству электроники является Вьетнамская корпорация электроники и информационных технологий (VEIC). Корпорация объединяет 10 предприятий различной товарной номенклатуры: счетчиков электроэнергии, медицинского оборудования, бытовой электротехники. Вьетнамские компании Hanel (Công ty Điện tử Hà Nội), VTB (Viettronics Tân Bình), Belco (Điện tử Biên Hòa) выпускают ряд потребительских товаров «сделанных во Вьетнаме» (телевизоры, DVD, усилители и др.).
 

Местные компании испытывают сильную конкуренцию со стороны дешевых импортных товаров из Китая, Тайваня, Малайзии, Таиланда. По мнению экспертов, в 2015 г., когда будут удалены тарифные барьеры между странами-участницами АСЕАН, вьетнамские предприятия потеряют свои конкурентные преимущества и столкнутся с жесткой конкуренцией с импортной продукцией из стран региона.
 

Плавучие средства

На рынке судостроения Вьетнама ведущее место занимает реструктурированная недавно Корпорация судостроительной промышленности (SBIC) – бывшая Vinashin.
 

В составе SBIC официально остается  8 судостроительных верфей: Bach Dang, Pha Rung, Ha Long, Cam Ranh, Sаigоn Shipmarin, SSIC, Song Cam, Thinh Long.
 

SBIC сохраняет контроль над компаниями по производству  комплектующих  корабельных компонентов и морской техники.

Совместное предприятие Sejin-Vinashin производит  внутренние элементы отделки кораблей.

SBIC имеет лицензию Man B&M и Mitsubishi Heavy Industries на сборку и установку двигателей указанных марок (двухтактные, мощностью до 9000 л.с.).
 

Работает СП SBIC-Yanmar по сборке двигателей Yanmar (четырехтактные, мощностью до 2000 л.с.).

СП с компанией MacGregor производит крышки люков  и вентили. Судостроительные вспомогательные подразделения под управлением SBIC  занимаются производством судового палубного оборудования (якоря, якорные цепи, лебедки, электрический кабель, металлоконструкции).
 

В 2014 г. SBIC построила 76 судов, в т.ч. 33 судовой единицы  стоимостью 34 млн. долл. США были реализованы на экспорт, 43 судна общей стоимостью 166 млн. долл. США  направлены для обслуживания внутреннего рынка.   

Всего во Вьетнаме насчитывается порядка 150 судостроительных верфей, в т.ч. 42 крупные верфи, обладающие возможностями для  производства судов на экспорт.

             

Основные виды судов, входящих в портфель заказов вьетнамских судостроительных предприятий: Общий уровень технического оснащения верфей достаточно высок и в среднем, по оценкам экспертов, выше, чем в Китае. В основном во Вьетнаме производятся малотоннажные суда: танкеры, навалочные суда (балкеры), и многоцелевые суда (подробнее см. ниже). В июне 2012 г. со стапелей судостроительного завода  Dung Quat  сошло самое крупное в истории кораблестроения Вьетнама судно - нефтяной танкер дедвейтом 104000 тонн.

- балкеры (handysize  или handymax);

- танкеры для перевозки сырой нефти (aframax/VLCC);

- контейнеровозы (до 1,016 TEU);

- суда для перевозки генеральных грузов (дедвейт до 12500 тонн);

- суда для перевозки сжиженного газа LPG (до  7200 м3/ дедвейт 6500 тонн);

- танкеры для перевозки нефтехимических продуктов  (дедвейт до 15000 тонн);

- многоцелевые контейнерные суда (MPP) (дедвейт до 15000 тонн);

- суда типа ро-ро (PCC) (до 6,900 шт./дедвейт 27000 тонн);

- плавучие хранилища и разгрузчики (FSO) (дедвейт до 150,000 тонн );

- суда для установки якорей и буксировки (AHTS) (дедвейт до 4,000 тонн);

- другие:

- землечерпалки (макс. 1,500 м3);

- пассажирские лодки ( 100 мест);

- рыболовецкие суда  (макс. 600 cv);

- скоростные катера (макс. 30 узлов\ч);

- буксиры , яхты, спасательные суда, баржи

Помимо SBIC во Вьетнаме действуют корабельные верфи Минобороны, корпорации Petrovietnam, компании Lisemco (входит в государственную строительно-монтажную корпорацию  LILAMA), а также небольшие частные верфи.

Достаточно успешно функционируют предприятия со 100% иностранным капиталом.

В их число входят STX Vietnam Оffshore Ltd. (владелец  - STX Europe); Strategic Marine (Австралия); Aker yard (Норвегия); Gulfstream limited (Сингапур); Amada (Singapore).
 

Данные верфи строят пассажирские, прогулочные суда, суда нефтегазовой отрасли в основном по иностранным заказам.

Во Вьетнаме присутствуют производители морского оборудования со 100% иностранным капиталом - Odim Vietnam (Odim куплен Rolls Royce) - производство  оборудования для морских работ; - Завод Vinomarine (Норвегия) – производит двери, люки, вентиляционные клапаны, санузлы; Nakashima (Япония) – производитель гребных винтов и др. 
 

В 2013 г. согласован «Генеральный план развития судостроительной промышленности Вьетнама до 2020, с перспективой до 2030 г». План предусматривает создание не более 3-4 новых судостроительных предприятий. Основной упор делается на оптимизацию производства и полную загрузку уже существующих предприятий и окончание строительства незавершенных объектов. 

Источник: Государственный портал внешнеэкономичсекой информации.